Отчет о работе над темой по самообразованию учителя географии
Филипеня Р.А.
Моя тема
самообразования звучит следующим образом: «Выявление и формирование
творческих способностей учащихся с использованием нетрадиционных форм и методов
в географии».
Работая над данной темой 2 года, я ставила
перед собой следующие задачи:
- улучшить
качество преподавания;
- изучить
возможные источники информации (интернет-ресурсы, курсы повышения квалификации,
журналы и т.д.);
- перенимать
передовой опыт учителей географов, постоянно участвуя в форумах, сообществах в
интернете;
-изучить и
использовать на практике программы Microsoft office, SMART BOARD и др.,
возможности интерактивной доски;
-
разработать учебных пособий и планов уроков и их реализация и др.
Этапы проработки материала таковы:
1.2010-2011гг.-
работа над темой (теоретическая)
2.2011-2012гг.-применение
на практике
3.2012-2013
– обобщение опыта
«В настоящее
время передача «готовых знаний» перестает быть главной задачей учебного
процесса. Снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной
организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к
теоретическим знаниям потенциального работника, но и к той степени
ответственности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Для
выполнения этого заказа общества во всех сферах образования ведутся поиски
способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки учащихся,
повышения качества обучения.
Главная цель
школьного образования – целостное развитие личности ученика. Средством же
развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности
является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность.
Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему
способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам
открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Выбор темы
самообразования продиктован развитием общества и его запросами к сфере
образования молодого поколения. Каждый человек – это индивидуум, у каждого
скрыты свои таланты, которые необходимо раскрыть и развивать и поэтому первым
шагом в моей работе была именно это задача. Я использовала для выявления и
формирования творческих способностей учащихся нетрадиционные формы и методы.
Самыми современными и интересными для детей в век НТР являются информационные
технологии.
Новые
информационные технологии достаточно активно внедряются в жизнь нашего
общества, включая и области образования. Применение новых технологий
требует пересмотра всего содержания и методов обучения. Место курса
географии в школьном образовании определяется значением географической науки в
жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития
научно-технического прогресса. Применение компьютерных технологий при обучении
географии в школе, обусловлено необходимостью достижения целей образования и
воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для
их развития, подготовки к работе и продолжения образования.
Использование
новых технологий в учебном процессе приводит к:
- развитию новых педагогических методов и приемов;
- изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
- структурным изменениям в педагогической системе.
По мнению
российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить
эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование
компьютерных программ на уроках географии способствует развитию интереса
учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и
учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и
дифференциации процесса обучения.
В задачи
интерактивного обучения географии входит:
- воспитание учащихся на основе разъяснения роли географии в ускорении научно-технического прогресса, раскрытия достижений науки и техники и перспектив их развития, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие географии и экологии;
- формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах географической науки, современной научной картине мира,формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
- формирование некоторых экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;
- развитие познавательного интереса к географии, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения географии с жизнью.
Новые
информационные технологии в процессе преподавания географии позволяют:
- значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
- увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
- расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.
Система
оценки деятельности учащихся, используемая при интерактивном обучении,
претерпевает существенные изменения. Чрезвычайно важно, что в такой системе
обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания
преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким
образом этот ответ получен. Ошибки учащихся я использую как часть учебного
процесса, вместе с ними анализирую логику мышления, приведшую к просчетам, и
тем самым совершенствую мыслительный процесс.
Что дает
компьютеризация учебного процесса и применение интерактивных технологий в
школе?
Конкретному
ученику:
- осознание включенности в общую работу;
- развитие личностной рефлексии;
- становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности;
- оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Ученическому
классу:
- формирование класса как групповой общности;
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- повышение познавательной активности класса;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Связке
"класс-учитель":
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- многомерное освоение учебного материала;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивное
обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных
взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах
коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику
образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что
соответствует актуальным образовательным потребностям современного
учебно-воспитательного процесса.
В настоящее
время существует достаточно много программ для компьютеров, которые я использую
на уроках географии и подготовке к этим урокам.
Программы
можно классифицировать следующим образом:
- Обучающие программы
- Компьютерные модели.
- Лабораторные работы.
- Пакет задач.
- Контролирующие программы.
Обучающие
программы
Эти
программы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для
обработки основных умений и навыков, а также для самоконтроля и контроля
знаний. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность
обучения в двух режимах - информационно – справочном и контрольно – обучающем.
Первый режим
(информационно – справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и
видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к
учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала,
легкости навигации по нему.
Контрольно –
обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для
предварительного или промежуточного тестирования.
К сожалению,
наличие одного компьютера в классе сильно урезают возможности применения таких
программ.
В настоящее
время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому
же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный
иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают
процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и
психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать
информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной
неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно
повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные
же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к
активному, так как учащиеся получают возможность воспринимать информацию не
линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением
виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Великолепные
диски, отвечающие самым высоким требованиям. Электронные уроки и тесты
«география в школе». Имеется и теоретический материал, и превосходные
видеоролики иллюстрирующие разнообразные явления, компьютерные анимации,
вопросы и задачи для закрепления материала. Все эти достоинства сводятся на нет
тёмным оформлением программы, при этом необходимо затемнение класса, что
затрудняет одновременно работу с тетрадью и учебником.
Замечательные
диски «открытая физика 2.6» , «открытая астрономия 2.6» великолепно подходят в
качестве материала для изучения и повторения материала, для создания
презентаций. Отличные интерактивные модели подходят и для иллюстраций и для
создания лабораторных работ.
.
Компьютерные
модели.
Модели
являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся,
позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его
новые стороны.
Компьютерные
модели — это программы, которые позволяют на экране компьютера имитировать явления природы, эксперименты или идеализированные
ситуации, встречающиеся в жизни. Пользователь может управлять компьютерными
моделями, изменяя начальные условия экспериментов, и таким образом управлять
процессами, происходящими на экране компьютера.
Компьютерные
модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать
новые виды учебной деятельности. В качестве примеров можно привести три вида
уроков, которые эффективнее проводить с использованием этих ресурсов:
Практические
работы.
Такие
программы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты,
отличающиеся высокой степенью наглядности.
Виртуальные
лаборатории — это более сложные компьютерные программы, которые предоставляют
пользователю значительно более широкие возможности, чем компьютерные модели.
Используя эти лаборатории, пользователь может создавать собственные сценарии
экспериментов, в каком-то смысле собственные компьютерные модели. Эти сценарии
затем можно использовать для постановки экспериментов и исследований. Иногда
такие лаборатории называют виртуальными конструкторами.
Контролирующие
программы.
Эти
программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль
знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и
оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.
После урока
я имею возможность просмотреть работу, проанализировать ответы, оценить ответы,
если на уроке нет возможности этого сделать
Мощным
инструментом в применении электронных средств обучения является программа
Microsoft Office Power Point (плюс мультимедийный проектор), в которой сам
учитель может выступить в роли дизайнера по созданию собственных электронных
средств. Эту программу я применяю на уроках систематически. Как известно
готовые программные продукты ориентированны в основном на репродуктивные виды
деятельности с восприятием готового материала, что мало эффективно. Лучшее
осмысление и усвоение учебного материала идет через активную познавательную
деятельность, с применением проблемных методов обучения, эвристического способа
изучения материала, где ученик является не пассивным слушателем и приемником
готовой информации, а активным участником всего процесса обучения. Такой способ
организации познавательной деятельности дает ученику вести активную работу с
постановкой и решением различных познавательных задач. Учителю в свою очередь
необходимо постоянно прослеживать ход усвоения материала, видеть весь процесс
усвоения и своевременно проводить корректировку в нужном направлении. Такие
задачи можно решать с помощью среды Microsoft Office PowerPoint. Эта программа
является связующим звеном при использовании различных средств информационных
технологий на уроке. С помощью неё можно собрать самое лучшее, что представлено
в различных программных продуктах для применения на конкретных уроках. Наряду с
этими достоинствами Microsoft Office PowerPoint необходимо отметить и то, что
создание уроков имеет вариативный характер, т. е. учитель может сам выбирать
средства, методы, приемы и принципы в зависимости от условий (степень усвоения
предыдущего материала, уровень класса, гибкость мышления учащихся, временем,
отведенным для изучения материала и т. д.). Кроме вариативности, материала
существует возможность представить его в нестандартном виде, так как он
выглядит в реальном мире, решать задачи из жизни. Важно отметить, что при
проектировании и проведении урока с помощью Microsoft Office PowerPoint
возникает возможность создания активной познавательной среды для управления
учебной деятельностью учащихся. В отдельности использование этих программ на
уроке не дает большого эффекта, так как они не приспособлены для короткого
отрезка времени урока, материал рассчитан на репродуктивный вид деятельности.
В моей
работе презентация является одним из основных средств образовательного процесса
с использованием компьютера. Это как мои, готовые с дисков и интернета, так и
презентации учеников.
Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы
активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя
специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее,
эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать
зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый
материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в
максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Для решения комплекса образовательных задач применение одной программы
недостаточно. Поэтому я стараюсь использовать весь доступный арсенал
компьютерных программ, в зависимости от конкретной решаемой задачи процесса
обучения.
В следующем учебном году я постараюсь тщательно обобщить весь свой
педагогический опыт и направить все свои знания для повышения качества знаний
учащихся по предмету география.