Отчет по самообразованию

Отчет о работе над     темой по самообразованию учителя географии Филипеня Р.А.
Моя тема самообразования звучит следующим образом: «Выявление и формирование творческих способностей учащихся с использованием нетрадиционных форм и методов в географии».
   Работая над данной темой 2 года, я ставила перед собой следующие задачи:
- улучшить качество преподавания;
- изучить возможные источники информации (интернет-ресурсы, курсы повышения квалификации, журналы и т.д.);
- перенимать передовой опыт учителей географов, постоянно участвуя в форумах, сообществах в интернете;
-изучить и использовать на практике программы Microsoft office, SMART BOARD и др., возможности интерактивной доски;
- разработать учебных пособий и планов уроков и их реализация и др.
Этапы проработки материала таковы:
1.2010-2011гг.- работа над темой (теоретическая)
2.2011-2012гг.-применение на практике
3.2012-2013 – обобщение опыта

«В настоящее время передача «готовых знаний» перестает быть главной задачей учебного процесса. Снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Рынок труда предъявляет требования не только к теоретическим знаниям потенциального работника, но и к той степени ответственности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать. Для выполнения этого заказа общества во всех сферах образования ведутся поиски способов интенсификации и быстрой модернизации системы подготовки учащихся, повышения  качества обучения.
Главная цель школьного образования – целостное развитие личности ученика. Средством же развития личности, раскрывающим ее потенциальные внутренние способности является самостоятельная познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача учителя – обеспечить на уроке такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. В этом случае ученик сам открывает путь к познанию. Усвоение знаний – результат его деятельности.
Выбор темы самообразования продиктован развитием общества и его запросами к сфере образования молодого поколения. Каждый человек – это индивидуум, у каждого скрыты свои таланты, которые необходимо раскрыть и развивать и поэтому первым шагом в моей работе была именно это задача. Я использовала для выявления и формирования творческих способностей учащихся нетрадиционные формы и методы. Самыми современными и интересными для детей в век НТР являются информационные технологии.
Новые информационные технологии  достаточно активно внедряются в жизнь нашего общества, включая и области образования. Применение новых технологий  требует пересмотра всего содержания  и методов обучения. Место курса географии в школьном образовании определяется значением географической науки в жизни современного общества, в решающем ее влиянии на темпы развития научно-технического прогресса. Применение компьютерных технологий при обучении географии в школе, обусловлено необходимостью достижения целей образования и воспитания личности: вооружать учащихся знаниями и умениями, необходимыми для их развития, подготовки к работе и продолжения образования.
Использование новых технологий в учебном процессе приводит к:
  • развитию новых педагогических методов и приемов;
  • изменению стиля работы преподавателей, решаемых ими задач;
  • структурным изменениям в педагогической системе.
По мнению российских экспертов, новые компьютерные технологии обучения позволяют повысить эффективность занятий по естественнонаучным дисциплинам на 30 %. Использование компьютерных программ на уроках географии способствует развитию интереса учащихся к предмету, повышает эффективность их самостоятельной работы и учебного процесса в целом, позволяет решить задачи индивидуализации и дифференциации процесса обучения.
В задачи интерактивного обучения географии входит:
  • воспитание учащихся на основе разъяснения роли географии в ускорении научно-технического прогресса, раскрытия достижений науки и техники и перспектив их развития, ознакомления с вкладом отечественных и зарубежных ученых в развитие географии и экологии;
  • формирование знаний об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах географической науки, современной научной картине мира,формирование умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления, а также умений пользоваться учебником, справочной и хрестоматийной литературой;
  • формирование некоторых экспериментальных умений: умений пользоваться приборами и инструментами, обрабатывать результаты измерений и делать выводы на основе экспериментальных данных, соблюдать правила техники безопасности;
  • развитие познавательного интереса к географии, творческих способностей; формирование осознанных мотивов учения; подготовка к сознательному выбору профессии на основе тесной связи обучения географии с жизнью.
Новые информационные технологии  в процессе преподавания географии позволяют:
  • значительно расширить круг учебных задач, которые могут быть включены в содержание образования за счет использования вычислительных, моделирующих и других возможностей компьютера;
  • увеличить возможность и состав учебного эксперимента, благодаря использованию компьютерных моделей тех процессов и явлений, эксперименты с которыми в школьных условиях учебных лабораторий были бы невозможны;
  • расширить источники получения знаний в процессе обучения путем использования информационно – справочных систем.
Система оценки деятельности учащихся, используемая при интерактивном обучении, претерпевает существенные изменения. Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся я использую как часть учебного процесса, вместе с ними анализирую логику мышления, приведшую к просчетам, и тем самым совершенствую мыслительный процесс.
Что дает компьютеризация учебного процесса и применение интерактивных технологий в школе?
Конкретному ученику:
  • осознание включенности в общую работу;
  • развитие личностной рефлексии;
  • становление активной, субъектной позиции в учебной деятельности;
  • оценка работы каждого ученика учителем или другими учениками.
Ученическому классу:
  • формирование класса как групповой общности;
  • развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
  • повышение познавательной активности класса;
  • развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии.
Связке "класс-учитель":
  • нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
  • многомерное освоение учебного материала;
  • формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных, но и иных ситуациях.
Интерактивное обучение позволяет реализовать субъектный подход в организации учебных взаимодействий, отрабатывать на каждом занятии в различных формах коммуникативные умения учащихся; справедливо дать оценку каждому участнику образовательного процесса; формировать их активно-познавательную позицию, что соответствует актуальным образовательным потребностям современного учебно-воспитательного процесса.
В настоящее время существует достаточно много программ для компьютеров, которые я использую на уроках географии  и подготовке к этим урокам.
Программы можно классифицировать следующим образом:
  • Обучающие программы
  • Компьютерные модели.
  • Лабораторные работы.
  • Пакет задач.
  • Контролирующие программы.

Обучающие программы
Эти программы предназначены для ознакомления учащихся с изучаемым материалом, для обработки основных умений и навыков, а также для самоконтроля и контроля знаний. Компьютерные обучающие программы обычно предоставляют возможность обучения в двух режимах - информационно – справочном и контрольно – обучающем.
Первый режим (информационно – справочный) в сочетании с печатным материалом, аудио – и видеозаписями активно используется для расширения и упрощения доступа к учебному материалу, для удобной и наглядной структуризации учебного материала, легкости навигации по нему.
Контрольно – обучающий режим широко используется как для самотестирования, так и для предварительного или промежуточного тестирования.
К сожалению, наличие одного компьютера в классе сильно урезают возможности применения таких программ.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ, к тому же сопровождаемых и методическим материалом, необходимым учителю. Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, так как учащиеся получают возможность воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. 
Великолепные диски, отвечающие самым высоким требованиям. Электронные уроки и тесты «география в школе». Имеется и теоретический материал, и превосходные видеоролики иллюстрирующие разнообразные явления, компьютерные анимации, вопросы и задачи для закрепления материала. Все эти достоинства сводятся на нет тёмным оформлением программы, при этом необходимо затемнение класса, что затрудняет одновременно работу с тетрадью и учебником.
      
Замечательные диски «открытая физика 2.6» , «открытая астрономия 2.6» великолепно подходят в качестве материала для изучения и повторения материала, для создания презентаций. Отличные интерактивные модели подходят и для иллюстраций и для создания лабораторных работ.
.
Компьютерные модели.
Модели являются эффективным средством развития познавательной деятельности учащихся, позволяет углублять понимание учащимися учебного материала, демонстрировать его новые стороны.
Компьютерные модели — это программы, которые позволяют на экране компьютера имитировать  явления природы, эксперименты или идеализированные ситуации, встречающиеся в жизни. Пользователь может управлять компьютерными моделями, изменяя начальные условия экспериментов, и таким образом управлять процессами, происходящими на экране компьютера.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционный урок и позволяют учителю организовывать новые виды учебной деятельности. В качестве примеров можно привести три вида уроков, которые эффективнее проводить с использованием этих ресурсов:
Практические работы.
Такие программы позволяют учащимся воспроизводить на экране компьютера эксперименты, отличающиеся высокой степенью наглядности.
Виртуальные лаборатории — это более сложные компьютерные программы, которые предоставляют пользователю значительно более широкие возможности, чем компьютерные модели. Используя эти лаборатории, пользователь может создавать собственные сценарии экспериментов, в каком-то смысле собственные компьютерные модели. Эти сценарии затем можно использовать для постановки экспериментов и исследований. Иногда такие лаборатории называют виртуальными конструкторами.
Контролирующие программы.
Эти программы позволяют учителю проводить как текущий, так и итоговый контроль знаний и умений. Некоторые программы позволяют оперативно анализировать и оценивать работу учащихся, а также распечатывать результаты их деятельности.   
После урока я имею возможность просмотреть работу, проанализировать ответы, оценить ответы, если на уроке нет возможности этого сделать
Мощным инструментом в применении электронных средств обучения является программа Microsoft Office Power Point (плюс мультимедийный проектор), в которой сам учитель может выступить в роли дизайнера по созданию собственных электронных средств. Эту программу я применяю на уроках систематически. Как известно готовые программные продукты ориентированны в основном на репродуктивные виды деятельности с восприятием готового материала, что мало эффективно. Лучшее осмысление и усвоение учебного материала идет через активную познавательную деятельность, с применением проблемных методов обучения, эвристического способа изучения материала, где ученик является не пассивным слушателем и приемником готовой информации, а активным участником всего процесса обучения. Такой способ организации познавательной деятельности дает ученику вести активную работу с постановкой и решением различных познавательных задач. Учителю в свою очередь необходимо постоянно прослеживать ход усвоения материала, видеть весь процесс усвоения и своевременно проводить корректировку в нужном направлении. Такие задачи можно решать с помощью среды Microsoft Office PowerPoint. Эта программа является связующим звеном при использовании различных средств информационных технологий на уроке. С помощью неё можно собрать самое лучшее, что представлено в различных программных продуктах для применения на конкретных уроках. Наряду с этими достоинствами Microsoft Office PowerPoint необходимо отметить и то, что создание уроков имеет вариативный характер, т. е. учитель может сам выбирать средства, методы, приемы и принципы в зависимости от условий (степень усвоения предыдущего материала, уровень класса, гибкость мышления учащихся, временем, отведенным для изучения материала и т. д.). Кроме вариативности, материала существует возможность представить его в нестандартном виде, так как он выглядит в реальном мире, решать задачи из жизни. Важно отметить, что при проектировании и проведении урока с помощью Microsoft Office PowerPoint возникает возможность создания активной познавательной среды для управления учебной деятельностью учащихся. В отдельности использование этих программ на уроке не дает большого эффекта, так как они не приспособлены для короткого отрезка времени урока, материал рассчитан на репродуктивный вид деятельности.
В моей работе презентация является одним из основных средств образовательного процесса с использованием компьютера. Это как мои, готовые с дисков и интернета, так и презентации учеников.
        Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.
Для решения комплекса образовательных задач применение одной программы недостаточно. Поэтому я стараюсь использовать весь доступный арсенал компьютерных программ, в зависимости от конкретной решаемой задачи процесса обучения.
В следующем учебном году я постараюсь тщательно обобщить весь свой педагогический опыт и направить все свои знания для повышения качества знаний учащихся по предмету география.